Евангельское чтение. Притча о злых виноградарях (Мф. 21:33-42)

Сегодня Церковь вновь напоминает нам притчу Христову о виноградарях – самую печальную притчу, самую горькую, рисующую нам жестокую правду о человеческом роде. На первый взгляд, рассказ составлен из житейских ситуаций, которые понятны всем, но в решающий момент он обретает особое звучание в сознании слушателя. Более всего восхищает личность главного действующего лица, который не назван в притче по имени. Он владелец поместья. Он не знает недостатка в средствах, он окружен многочисленными слугами. Он может себе позволить отправиться в путешествие, доверив управлять своим имением другим людям. Восхищает его тщательная забота о винограднике: он своими руками посадил виноград, обнес его оградой, копал в земле давильню, построил сторожевую башню. О, блаженны виноградари, которые получают такой вертоград внаем: им остается только дождаться урожая! Но именно в этот момент события обретают непредвиденный оборот. Отъезд господина, как оказалось, стал испытанием на верность: окажутся ли работники виноградника достойными высокого доверия? Сумеют ли они праведно распорядиться богатством господина? Притча дает отрицательный ответ. Мятежные наемники отказываются вернуть причитающуюся хозяину долю урожая. Более того, они оскорбляют и глумятся над слугой, выражая тем самым презрение к господину. В этот момент мы вправе ожидать, что мятежные рабы будут жестоко наказаны за совершенное злодейство. Никакое преступление не должно оставаться без наказания! Дальнейшие события лишь подтверждают самые мрачные ожидания: ослепленные жаждой завладеть поместьем, виноградари неспособны к разговору. Как до этого они не видели в слугах господина своих собратьев и «коллег», так теперь и в сыне они видят только ненавистного им соперника: «Это наследник; давайте убьем его, и наследство будет наше!» Какая странная идея! С каких это пор убийцы могут вступать в права наследства? Они, действительно, обезумели от алчности, они не слышат ни слов сына, ни зов отца. Они одержимы жаждой власти и обла- дания. Их единственная логика − это логика безумия, разбоя и, в конце концов, убийства. И они убивают единственного законного наследника за стенами виноградника… Но какое отношение эта притча имеет к нам? Мы ведь не собираемся никого убивать, присваивать себе чужое богатство. Но можно по-разному уподобляться злым виноградарям. Можно, например, не внимать голосу Отца, Который говорит через пророков, не оказать должного уважения к Сыну, Который пришел исполнить волю Отца, и при этом претендовать на обещанное спасение. Здесь, на земле, нам всем поручена некая Божия работа, имеющая отношение к Его дарам, которые можно уподобить винограду. Как из винограда готовится вино для причастия, так и наша жизнь должна давать что-то для литургии. Наш виноградник – это душа, наша семья. И все это может у нас отняться, потому что мы часто гоним тех, кто приносит нам слово правды. Христос Сам часто приходит к нам со своим словом. Мы много раз слышали слова Христа, слова святых и часто оставляли их без внимания или даже отвергали. По сути дела, этим мы гоним и Христа. Безумие и ожесточение виноградарей побуждает господина виноградника в своей царственной свободе явить миру, что его отцовство − сильнее несправедливого насилия, сильнее смерти. Для стен нового Царствия Он выберет Камень, который отбросили строители. Пасхальным утром Он станет краеугольным камнем нового нерукотворного храма Божия, в котором верующие будут «живыми камнями». «От Господа совершилось сие, и дивно в очах наших!» Этого спасения никто не лишен, ибо отмщение Божие состоит в том, что милосердие торжествует над ненавистью, что из смертельно окаменевших сердец пробиваются живые потоки любви. Евангелие о Злых виноградарях кончается странным словом восхищения: – Это от Господа, и есть дивно в очах наших. А что дивно? Дивны две новости: «плохая» и хорошая. «Плохая» состоит в том, что наша злоба и лень не останутся без Суда. А хорошая состоит в том, что, несмотря ни на что, мы добровольно взяты в удел, и нам дан виноградник, и мы общаемся с Христом и трапезничаем с Ним на Литургии. Дивно, что мы можем приносить плоды нашей жизни Богу, а Бог принимает их и возвращает нам в виде Даров. Разве это не дивно – работать великому Богу и общаться с Ним в нашем винограднике? Кто мы и кто великий Держатель Вселенной? Но вот Он любит нас, и это, в самом деле, дивно.